Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Кризис начала 2020 г., вызванный пандемией коронавирусной инфекции и выходом России из нефтяной сделки ОПЕК+, может нанести мировой экономике удар, сопоставимый, по мнению экспертов, с последствиями кризиса 2008 г. Серьезным кризис может стать не только для национальных экономик, но и для регионов.
В связи с этим одним из вызовов государственному управлению в России остается поддержание устойчивого социально-экономического состояния регионов, дифференциация в развитии которых в периоды кризисов только усиливается. При этом потенциал межрегионального сотрудничества, который может быть выгодно использован в тяжелое для страны время, остается нераскрытым.
Необходима разработка дополнительных мер по преодолению и недопущению возникновения барьеров на пути развития межрегионального экономического взаимодействия.
Цель курсовой работы – исследование теории и практики функционирования межрегиональных ассоциаций в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
исследовать экономическую сущность и формы межрегионального сотрудничества;
охарактеризовать межрегиональные ассоциации как форму межрегионального взаимодействия;
проанализировать современное состояние, тенденции и направления деятельности межрегиональных ассоциаций;
определить перспективы развития межрегиональных ассоциаций в России.
Объект исследования – межрегиональные ассоциации России, предметом исследования являются формы межрегионального сотрудничества.
Теоретическую и методологическую основу составили фундаментальные и прикладные работы ведущих российских и зарубежных ученых в области регионального и муниципального управления.
В качестве методов исследования выступают: монографический (для исследования экономической сущности и форм межрегионального сотрудничества); методы сравнительного и формально-логического анализа (для исследования практики функционирования межрегиональные ассоциации России).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1. Теоретические основы межрегионального сотрудничества в России
1.1. Экономическая сущность и формы межрегионального сотрудничества
Важность межрегионального сотрудничества для устойчивого развития любой страны мира неоспорима. Используя принципы кооперации, хозяйствующие субъекты (агенты), расположенные в разных регионах, способны достичь более значимых экономических результатов, что в свою очередь способствует не только ускорению экономического роста, но и более мягкому прохождению кризисов. Социальные связи регионов важны при решении задач в сфере демографии, совершенствования систем образования, здравоохранения, культуры. Наконец, взаимодействие органов государственной власти, например, обмен лучшими практиками в части стимулирования инновационной деятельности, поддержке инициатив гражданского общества, является одним из факторов повышения качества государственного управления.
Направления развития межрегионального сотрудничества могут определяться и формироваться по принципам сверху – вниз и снизу – вверх. В Российской Федерации межрегиональное взаимодействие, так же, как и пространственное развитие страны в целом, задается в преобладающей степени со стороны федерального центра, что сужает возможности использования потенциала межрегионального сотрудничества. Это во многом подтверждается и сохраняющимся значительным перераспределением финансовых ресурсов в рамках сложившейся системы межбюджетных отношений.
Основными формами взаимодействия регионов России являются:
• сотрудничество региональных органов государственной власти в рамках деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия. Данные действия регламентируются положениями Федерального закона от 17.12.1999 № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»;
• кооперационные связи хозяйствующих субъектов, расположенных в различных субъектах Федерации;
• двусторонние соглашения между органами исполнительной власти субъектов страны, в том числе в социальной сфере;
• взаимодействие субъектов Федерации в рамках совместной реализации национальных проектов, государственных программ, крупных инфраструктурных проектов.
При этом получивший развитие в ряде других стран, например, в Германии, механизм «горизонтальных» межбюджетных трансфертов в форме субсидий между региональными бюджетами, в России остается слабо используемым.
Если обратиться к практике межрегионального сотрудничества, сложившейся в последние десятилетия, то можно, например, отметить существенное влияние межрегиональных ассоциаций на формирование политики, касающейся территорий. В 1998–1999 гг. главы субъектов Федерации, являвшиеся руководителями таких ассоциаций, участвовали в заседаниях Правительства с правом совещательного голоса. В сентябре 1998 г., вскоре после начала кризиса, Ассоциация «Большой Урал» приняла программу экономической безопасности .
В последнее время роль таких ассоциаций значительно снизилась. Отчасти функции по обмену лучшими практиками реализовывались в ходе заседаний тематических рабочих групп Государственного совета Российской Федерации
В текущей ситуации кризиса весны 2020 г. необходимость расширения возможностей регионов самостоятельно определять направления решения проблем возросла. В частности, Указ Президента РФ от 2.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определил необходимость фактического разграничения полномочий органов государственной власти субъектов страны, учета дифференцированного подхода к регионам. Согласно Указу, главам регионов предписывается построить свои действия «исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей… в субъекте Российской Федерации…».
Руководствуясь Указом, региональные органы исполнительной власти оперативно стали принимать меры по борьбе с распространением пандемии; ряд субъектов Российской Федерации фактически закрыли свои границы. Однако такие действия были восприняты Правительством как чрезмерные, поскольку они могут привести к нарушению единого экономического пространства страны. При этом премьер призвал власти регионов не путать свои полномочия с федеральными . Одним из первых отреагировал на это глава Чечни, заявив, что премьер-министра вводят в заблуждение и власти республики «никогда не говорили о закрытии границ» .
Напомним – единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств гарантируются ст. 8 Конституции РФ.
В прежние кризисы также отмечались подобные проявления экономического сепаратизма, ведущие к нарушению единого экономического пространства страны. Нередко, не дождавшись оперативных стабилизационных мер от федерального центра, региональные органы государственной власти старались взять на себя полномочия по принятию решений, которые принимались в интересах одного региона, а отнюдь не в интересах страны.
В условиях текущего кризиса 2020 г. в качестве основных мер поддержки регионов и развития межрегионального сотрудничества могут стать горизонтальные межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты, выдаваемые одним регионом другому.
Горизонтальные трансферты как инструмент безвозмездной финансовой помощи одного региона другому появились в Бюджетном кодексе РФ летом 2019 г. 3 в целях софинансирования расходных обязательств одного субъекта Федерации из бюджета другого. При этом установлено, что цели и условия предоставления таких субсидий определяются соглашениями между высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов Федерации, заключаемыми в порядке, установленном законом или нормативным правовым актом региона, из бюджета которого предоставляется субсидия .
Следует отметить, что данный инструмент применялся и ранее. Например, Москва на основе соглашений субсидировала развитие транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства, компенсацию бесплатного провоза столичных льготников в электричках в Московской области. В отчетах об исполнении столичного бюджета можно найти сведения и о фактическом «шефстве» Москвы над городом федерального значения Севастополь. В 2018–2019 гг. за счет столичного бюджета финансировались строительство и обеспечение оборудованием социальных объектов, ремонтировались дороги еще в более чем 15 других регионов .
Возможность предоставления горизонтальных бюджетных кредитов появилась после принятия поправок в Бюджетный кодекс в апреле 2020 г.: у субъектов РФ появилась возможность в 2020 г. предоставлять бюджетные кредиты другим регионам на срок до трех лет. Цели предоставления бюджетного кредита и размеры платы за его пользование устанавливаются субъектом, предоставляющим бюджетный кредит
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (от 31.07.1998 №145-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 20.12.1999. № 51, ст. 6286.
3. Федеральный закон от 2.08.2019 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 22.04.2020 №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Ассоциация межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный федеральный округ». [Электронный ресурс]. URL:http: // association-cfo.ru (дата обращения: 05.03.2021).
6. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг». [Электронный ресурс]. URL: http://www. askregion.ru (дата обращения: 17.09.2016).
7. Данилина М.П. Деятельность ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в рамках интеграции регионов // Вестник НГУЭУ. 2017. № 2. С. 237–238.
8. ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц). [Электронный ресурс]. URL: https://vypiska-nalog.com/chto-takoe-egrul (дата обращения: 04.03.2021)
9. Климанов В.В. Региональное развитие и общественные финансы. М.: ИРОФ, 2009. 336 с.
10. Кузнецова О.В. Межрегиональное сотрудничество в России: перспективы кооперации региональных властей // Региональные исследования. 2019. № 1 (63). С. 16-25.
11. Лукин Е.В. Межрегиональное экономическое сотрудничество: состояние, проблемы, перспективы: монография / Е.В. Лукин, Т.В. Ускова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016. – 148 с.
12. Межрегиональное инвестиционное сотрудничество как фактор регионального развития / Поздняков К.К., Решина Г.А. // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 308-312.
13. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение». [Электронный ресурс]. URL: http:/ www.sibacc.ru (дата обращения: 05.03.2021).
14. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». [Электронный ресурс]. URL: http://assoc.khv.gov.ru (дата обращения: 25.09.2016).
15. Мишустин заявил о недопустимости перекрытия границ регионов [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/pol itics/06/04/2020/5e8ae1959a79474bd9152ca3. (дата обращения: 04.03.2021)
16. Рахимова Ю.Ф. Основные направления межрегионального экономического взаимодействия в условиях трансформации экономики России на инновационные стратегии развития // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6
17. РБК. Кадыров ответил на слова Мишустина о недопустимости закрытия границ [Электронный ресурс]. URL: ttps:// www.rbc.ru/politics/06/04/2020/5e8b5bb59a79471132060fef. (дата обращения: 04.03.2021)
18. РБК. Владимир Климанов. Неожиданный подарок из центра: смогут ли регионы кредитовать друг друга [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/finances/24/04/2020/5ea161069a7947069908789e (дата обращения: 04.03.2021)
19. Стратегическое партнерство «Северо-Запад». [Электронный ресурс] - URL: http://www.n-west.ru (дата обращения: 05.03.2021).
20. Южно-Российский Вестник. №2 (38) [Электронный ресурс] - URL: https://askregion.ru/journal/ (дата обращения: 05.03.2021)